Дважды герой

Потеряв на фронте родного брата уже в первые дни войны, уроженец села Рождественское Поворинского района Алексей Прохоров поклялся воевать за двоих. В его войне было вдвое больше бесстрашия, отваги, ярости. И – конечно – наград. Алексей - дважды Герой Советского Союза, дважды кавалер орденов Красной звезды и Отечественной войны I степени, трижды кавалер ордена Красного знамени. Все - строго следуя клятве: за себя и своего брата.
Алексей Прохоров, генерал-майор авиации, (1923-2002 гг.), с. Рождественское, ...
Алексей Прохоров, генерал-майор авиации, (1923-2002 гг.), с. Рождественское, Поворинский район, Воронежская область

Виктор Прохоров погиб в тяжелых боях под Смоленском, задержавших на некоторое время продвижение группы армий Центр на Москву. Печальное известие застало 18-летнего Алексея в Балашовской военно-авиационной школе пилотов. Оно стало колоссальным потрясением для всей семьи и для Алексея – особенно. Взрастив в нем небывалое чувство ярости и мести, утрата настойчиво звала его на войну. «Я рвался на фронт, чтобы отомстить ненавистному врагу за смерть моего дорогого и любимого брата», - напишет он позже в своих воспоминаниях.

Его фронтовые будни начались в конце декабря 1942 года, когда, окончив учебу, он прибыл на Ленинградский фронт в 15-й гвардейский Невский авиаполк 277-й штурмовой авиадивизии. Ленинград находился в блокаде, положение было тяжелым. Их аэродром был зажат в тиски и часто подвергался налетам немецких бомбардировщиков.

Боевое крещение Алексей произошло 19 марта 1942 года, когда он в составе двух групп вылетел на штурмовку эшелонов противника на перегоне Гатчина – Тосно. Пролетая над целью, летчики попали под зенитный огонь и все, чему учили Алексея в училище, буквально вылетело из головы. Перед его глазами то и дело мелькали картинки: деревья, самолеты, земля… Тогда он понял, что война — это действительно страшно.

17 января 1944 года запомнилось Алексею на всю жизнь. Этот день был особенно туманным, поэтому командование отменило все вылеты. Однако неожиданно поступила радиограмма из штаба. Алексей потом писал, что ему и Владимиру Алексеенко поручили «парой, без прикрытия, пройти по маршруту Урицк - Красное село - Красногвардейск - Пушкино с целью обнаружения скопления живой силы и техники на главном направлении наступления наших войск. Вылет произвести немедленно». 

Туман был настолько густым, что летчики не видели даже крыльев своих самолетов. Они смогли выбраться из него, лишь поднявшись на высоту 700 - 800 метров. Видимость улучшилась, только когда летчики вышли на заданные рубежи. Обнаружив колонну немецких танков, они резко снизили высоту и нанесли штурмовой удар по немецкой технике.

Едва самолет коснулся земли, как отвалился хвост вместе с кабиной стрелка-радиста. Оторвалось одно из колес и покатилось впереди машины. Спасибо, наши стрелки помогли вытащить Володю Криванова из-под обломков. Потом у Криванова насчитали около 40 осколочных и пулевых ранений

— Смотри в оба, Володя, − напомнил Прохоров по рации своему стрелку-радисту Владимиру Криванову.
— Порядок, товарищ командир, − спокойно ответил тот.

Но уже через минуту взволнованно доложил:
— Немцы, четыре «Мессера»!

Развернув свою машину, Алексеенко скрылся в густых облаках, а вот Прохоров повторить маневр не успел. Немецкий самолет полоснул очередью по хвостовой части его штурмовика. В один момент Алексей потерял управление и радиосвязь. Машина оказалась «взята в коробочку» четырьмя Мессерами. А тут еще мотор стал работать с перебоями, стрелки приборов остановились. Алексей плотно прижимал машину к земле, всячески старался увертываться от выстрелов. Собственные пушки были бесполезны, так как противник был позади. Молчал и стрелок-радист. Убит? – думал Прохоров, теряя высоту. …И вдруг неожиданно заработал пулемет Криванова! Прохоров увидел, как объятый пламенем стремительно понесся к земле один из немецких самолетов, приблизившийся буквально на десять метров к его штурмовику. Три других немецких летчика, шокированные неожиданным поворотом событий, прекратили преследование.

Алексей Прохоров и его стрелок Владимир Криванов. Аэродром Касимово. 1943 год. (Прохоров слева)

Прохорову удалось посадить свой изрешеченный самолет на огород в пятистах метрах от передовой, рядом с минным полем. Позже Алексей Николаевич вспоминал: «Посадка была довольно условной. Едва самолет коснулся земли, как отвалился хвост вместе с кабиной стрелка-радиста. Оторвалось одно из колес и покатилось впереди машины. Спасибо, наши стрелки помогли вытащить Володю Криванова из-под обломков. Потом у Криванова насчитали около 40 осколочных и пулевых ранений».

К концу 1944 года Алексей Прохоров имел за плечами более 180 боевых вылетов. За успешную штурмовку противника в районах Гранц, Мартемсдорф и Айзенберг в феврале 1945 года он был представлен к ордену Александра Невского. В наградном листе указывалось, что Прохоров уничтожил множество вражеских объектов: 2 танка, 13 автомашин, 10 повозок с грузами, 4 минометных батареи, 11 огневых точек и это далеко не все. А 19 апреля 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К моменту окончания Великой Отечественной войны Алексей Прохоров совершил 236 боевых вылетов. Стал дважды Героем Советского Союза. Интересно, что помимо двух «Золотых Звезд» и двух орденов Ленина, автоматически выдаваемых при присвоении звания Героя, Алексей Прохоров – кавалер двух орденов Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны 1-й степени и трех орденов Красного Знамени. Он сделал все, как и обещал. 

Любовь Баландина
 
Досье БП
Mini 30 1

Алексей Николаевич Прохоров родился 19 января 1923 года в селе Рождественское Поворинского района Воронежской области. Его папа был священником, а мать происходила из семьи потомственных священников. Верующие родители назвали сына «Алексей», что в переводе с греческого означает «защитник». Алексей был активным ребенком: катался на коньках по только что покрывшейся льдом речке, переплывал плес реки, держась за гриву лошади.

В 1940 году окончил Борисоглебский аэроклуб и перешел на учебу в Балашовскую военно-авиационную школу пилотов. В 1942 году был отправлен на Ленинградский фронт в 15-й гвардейский штурмовой авиаполк 277-й штурмовой авиационной дивизии. Участвовал в боях по освобождению Ленинграда, Выборга, Эстонии, Латвии и Белоруссии. Брал Кенигсберг.

На войне прошел путь от рядового летчика до командира авиаэскадрильи. Дважды удостаивался звания Героя Советского Союза: за успешно проведенные 180 боевых вылетов и за образцовое выполнение заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками. За успешную штурмовку противника награжден орденом Александра Невского. Трижды – кавалер ордена Красного знамени. Дважды за свою жизнь был награжден орденами Красной звезды и Отечественной войны 1-й степени, не говоря уже о многочисленных медалях.

Войну закончил под Кенигсбергом (Калининград) в звании гвардии капитана. В последующие годы Алексей Николаевич окончил Краснознаменную Военно-воздушную Академию и был назначен командиром полка штурмовой авиации. С 1968 года преподает в Военной академии имени М.В.Фрунзе. В 1976 году Алексею Прохорову присвоено звание генерал-майора и отправился работать заместителем начальника Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища имени 50-летия ВЛКСМ. С 1979 года он вновь приступил к работе в Военной Академии имен М. В. Фрунзе. Алексей Прохоров был уволен из армии в 1988 году.

Сыновья Алексея последовали за своим отцом и тоже стали летчиками. Владимир прошел афганскую войну, а Николай участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Умер Алексей Николаевич Прохоров в Москве 27 мая 2002 года в возрасте 79 лет. Является Почетным гражданином города Поворино. Рождественская школа Поворинского района носит имя Алексея Прохорова.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+