В селе Мечетка восстановили из пепла имена погибших летчиков

Спустя 72 года нашлись неравнодушные люди, которые заинтересовались историей крушения бомбардировщика «Бостон» в селе Мечетка Бобровского района.
Предположительно экипаж упавшего под Мечеткой самолета «Бостон-3»
Предположительно экипаж упавшего под Мечеткой самолета «Бостон-3»

Небольшая площадка на лугу огорожена невысоким чугунным заборчиком и выложена тротуарной плиткой. В центре — гранитная глыба с черной мраморной доской. На ней — четыре фамилии офицеров Красной Армии. Штурман, младший лейтенант А.И. Ищуков, стрелок, старшина В.Г. Каменский, радист-стрелок, младший сержант Н.Г. Маценко, пилот, старший сержант С.С. Падалка.

О падении бомбардировщика «Бостон» на краю села Мечетка Бобровского района долгие годы было известно мало. Благодаря работе энтузиастов, удалось не только узнать подробности падения самолета, но и имена погибшего экипажа.

Имя человека, заинтересовавшегося этой историей, Юрий Шашкин. При каждом удобном случае он старался хоть что-то разузнать: встречался с жителями Мечетки, увлек поиском главу села Нину Панову, посылал запросы в Центральный архив Министерства обороны РФ, познакомился с поисковиком из Новой Усмани Николаем Хомяковым, который предоставил немало данных, связанных с последним полетом самолета. В поиск включились директор районного музея Елена Степанова, военком Анатолий Буйлов, сотрудники отдела молодежной политики отдела образования.

Общими усилиями нашли не только протоколы заседаний советских органов полувековой давности, но и документы, в которых упоминалось о сгоревшем самолете «Бостон» американского производства и его экипаже. Наконец, удалось выяснить и фамилии всех летчиков.

Как удалось узнать, 8 июля 1942 года с задания возвращался экипаж бомбардировщика «Бостон». На линии фронта он был подпит немецким истребителем, загорелся в воздухе и упал на краю села Мечетка в Бобровском районе. Летчикам удалось посадить самолет, не задев жилые дома. Энтузиасты нашли местных жителей, которые были свидетелями крушения самолета. Вот что удалось от них узнать.

Вспоминает Павел Бельков:

— Помню, каким ясным был тот июльский день. Я был на улице вместе с другими деревенскими мальчишками и вдруг услышал какой-то надсадный звенящий звук. Посмотрел вокруг и увидел, как из-за леса, с другой стороны речки, прямо на деревню летит большой самолет,  а хвост его объят пламенем. Он быстро снижался, зацепил крылом угол сарая, его тряхнуло, оторвалась фугасная бомба, полетела вперед, выбила дверь в хате и влетела в нее. Самое удивительное, что взрыва не произошло. Самолет тут же рухнул и стал гореть черным пламенем.

Вспоминают Анастасия Лоторева и Елена Мельникова:

 — Нам было по 12 лет. Мы до сих пор помним весь ужас гибели молодых летчиков. На следующий день после трагедии приехали саперы, разрядили упавшую бомбу, а мы собирали косточки наших ребят и складывали в ящик. Останки пилотов захоронили тут же, рядом с местом, где упал самолет.

Когда стали известны подробности этой истории, было решено установить гранитный знак в память о событии. Он появился 6 мая 2014 года на краю села Мечетка, на месте падения самолета. А 9 мая того же года мраморная доска с именами погибших летчиков была установлена и на месте захоронения в Хреновом. Память о событии была увековечена спустя 72 года.

Памятный гранитный знак в с. Мечетка Бобровского района. Фото Ильи Кривцова
 
Справка
Mini

Американский бомбардировщик «Бостон» обладал хорошими по тем временам летными качествами и заслужил отличную репутацию у советских летчиков. Он мог конкурировать и с нашим самолетом Пе-2 (был основным фронтовым бомбардировщиком практически всю войну) и с немецкой техникой в скорости и маневренности.

«Бостон» был прост и легок в управлении, послушен и устойчив на глубоких виражах. Самолет свободно летал на одном моторе. Учитывая, что советские летчики в годы войны выпускались из училищ ускоренно и имели слабую подготовку, эти показатели самолета были крайне важны.

В ходе войны «Бостоны» были переконструированы. Насчитывается около двух десятков модификаций. Слабые места самолета обнаружились при первом же боевом опыте. Выяснилось, что «Бостон» уязвим от атак сзади. Было решено увеличить огневую мощь самолета. Разработка проектов перевооружения «Бостона» продолжалась всю войну. Первые переделки выполнялись прямо на фронте.

В 1943 году было выпущено 1360 самолетов разных модификаций, в 1944 г. — 743, в 1945 г. через советскую военную приемку прошел всего один «Бостон». На 1 мая 1945 г. советские ВВС располагали 935 «Бостонами».

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+