«Моторная» помощь

Знаменитые «ночные ведьмы» Великой Отечественной войны летали на «метлах» воронежского производства
Воронежский механический завод в годы Великой Отечественной войны, Воронеж
Воронежский механический завод в годы Великой Отечественной войны, Воронеж

Стрелка на красноармейских часах медленно переползла за полночь. Пора. Дюжина советских лёгких штурмовиков ворвалась в звездное небо. Если бы кто-нибудь мог наблюдать эту картину с земли, он наверняка вспомнил бы «Вечера на хуторе близ Диканьки» и гоголевских ведьм, любящих попугать народ. Но здесь уже давно никто не жил, местную «Диканьку» спалил огнем немец. Шел второй год Великой Отечественной войны.

Советские пилоты должны были совершить так называемый «беспокоящий налёт» - провести точечную бомбардировку прифронтовых расположений войск противника. Но что-то пошло не так. Немецкие зенитчики как будто были готовы к внезапной атаке. Ночное небо стали разрезать огненные вспышки. Один из красноармейских штурмовиков закачало, словно перышко на ветру. Кажется, осколками снарядов продырявлено правое крыло. Небо заволокло едким дымом: черные клубы поднимались из моторного отсека самолета…

Каким чудом этому израненному фанерному самолетику удалось добраться до земли, навсегда останется тайной даже для самого пилота. Спрыгнув на родную, спасительную землю, он с облегчением стянул с головы кожаный шлем. И тут произошло перевоплощение похлестче, чем в гоголевских сказках. Суровый решительный пилот превратился в очаровательную кареглазую брюнетку лет двадцати пяти. И вот эту хрупкую женщину немцы прозвали «ночной ведьмой»? Действительно, 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк отличался не только мастерством и бесстрашием, но и тем, что состоял исключительно из представительниц прекрасного пола. Здесь матери стали механиками и техниками, штурманами и пилотами. Но война не сделала их ведьмами, этим женщинам просто пришлось стать сильными.

"Ночные ведьмы"

Кареглазая летчица осмотрела свою железную птицу и провела рукой по тонкому слою фанеры. Под этой хрупкой обшивкой продолжал усердно работать мотор М-11, выпускавшийся на Воронежском механическом заводе. Позднее советские летчицы еще не раз будут благодарить рабочих завода за моторы, спасшие им жизнь.

Ускоренное изготовление моторов М-11 для самолетов ПО-2, больше известных как «кукурузники» или «небесные тихоходы», Воронежский механический завод начал с наступлением Великой Отечественной войны. Из-за мобилизации мужчин призывного возраста нашему заводу не хватало кадров. Поэтому в цеха пришли подростки, женщины и пенсионеры, которых в кротчайшие сроки обучили заводской работе. Еще не выросшим мальчишкам приходилось вставать на специальные подставки, чтобы достать до станков.

Даже во время сильных холодов, когда, по воспоминаниям, от прикосновения к заледенелым станкам примерзали пальцы, заводской конвейер не затихал.

1 ноября 1941 года завод был эвакуирован. Восемь эшелонов с оборудованием и людьми уехали в Узбекистан, в город Андижан. Здесь они разместились на площадке хлопкового завода №2 и тарной фабрики. В ускоренном темпе пришлось делать помещения для производства. Фронту нужны были «тихоходы», а «тихоходам» - моторы. Требовались десятки тысяч моторов. Чтобы обеспечить производство, заводчане вместе с горожанами устанавливали станки, проводили водоснабжение и электропроводку в грязи прямо под проливным дождем. Только через сорок четыре дня — 14 декабря, рабочие смогли вновь запустить производство. 

Заводские дома в Андижане

Рабочие практически жили на заводе. Тяжелее всего приходилось детям: они настолько уставали, что засыпали прямо у станка. Но их не наказывали. Взрослые, наоборот, жалели ребят - работали за них. Как они выдерживали нагрузки, остается только догадываться. Однако дело не останавливалась ни на минуту. Даже во время сильных холодов, когда, по воспоминаниям, от прикосновения к заледенелым станкам примерзали пальцы, заводской конвейер не затихал. Чтобы не замерзнуть, разводили костры – так и спасались.  

Отдушиной и поддержкой были новости с фронта. Перед входом на завод висела карта, на которой отмечали продвижение наших войск. Победы воодушевляли. Но еще больше воодушевляли письма с фронта. В одном из них Аронова Раиса Ермолаевна — старший летчик полка «ночных ведьм» и Герой советского союза, написала:

— Что касается моего отзыва о работе двигателя М-11, который ставился на наши самолеты ПО-2, то с удовольствием могу сказать, что моторы работали отлично.

Рабочие завода возле карты фронтов Великой Отечественной войны

Ну и как же тут не воодушевиться, когда сами «ведьмы» так отзываются об агрегатах? В августе 1942 года одна из шлифовщиц завода заявила, что сделает за смену 50 деталей, хотя пределом считалось 35. За нею потянулись и другие женщины. В последующие дни с их станков за смену выходило уже до 70 деталей. Но главное – пример, который они показали другим бригадам. Ведь в результате проявленной инициативы производительность предприятия увеличилась на 250-300%.

Весной 1944 года в Андижане произошло наводнение. Стихия разрушала ветхие дома, затапливая первые этажи. Вода могла разрушить заводские сооружения, на строительство которых ушло столько сил. На помощь заводчанам, бросив свои дома, пришли жители Андижана. Вместе с рабочими они сооружали дамбы, направляя потоки в другое русло. Так что подвиг завода – это еще и их подвиг.

 

Рассказ о девушках-бомбардировщицах, во время ВОВ летавших на ПО-2. Из цикла «Седые вёрсты войны», режиссер Виктор Фанайлов.

В марте 1946 года на основании Постановления Правительства СССР завод начал перебазировку из Андижана в Воронеж. К этому времени предприятие изготовило более 30 тысяч моторов М-11, еще 1400 - отремонтировало. На этих самых моторах летчицы 46-го гвардейского авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. За проявленный героизм двадцать три женщины-летчицы удостоились звания Героя Советского Союза. Кстати, после войны некоторые из них приезжали в Воронеж - прежде всего, чтобы сказать рабочим завода «спасибо».

Да и воронежские рабочие, надо сказать, не отставали. За военные годы они 32 раза занимали призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании по производительности труда и 2 раза выигрывали переходящее знамя Государственного Комитета Обороны. За свой вклад в Великую Отечественную Войну в 1944 и 1945 годах двести пятьдесят заводчан были удостоены орденов и медалей, более двадцати получили боевые награды. Сам завод за трудовые заслуги перед Советским Союзом был награжден почетным орденом Трудового Красного Знамени. 

Любовь Баландина 
Фото автора
 
Справка
Mini dscn0205  2

Воронежский механический завод (ВМЗ) правопреемник завода «Триер», который появился в нашем городе в 1928 году. Первоначально там выпускали зерноочистительные устройства для аграрного сектора. Через несколько лет предприятие стало специализироваться на двигателях внутреннего сгорания. Поэтому в 1931 году оно был переименовано в «Дизельный завод имени Сталина» и начало выпуск дизельных двигателей для малой энергетики и речного флота.

После Великой Отечественной Войны, в 1946 году, на развалинах города в быстром темпе начинается строительство механического завода. В 1957–1958 годах на заводе начался запуск производства ракетных двигателей на жидком топливе.

В 1972 году ВМЗ участвует в проекте запуска космического челнока «Буран-Энергия», сделанного по типу американских кораблей многоразового использования «Спейс-Шаттл». В 1976 году предприятие было награждено орденом Октябрьской Революции.

В феврале 2007 года ВМЗ в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина стал частью Государственного космического научно-производственного центра им. М.В.Хруничева — базового предприятия ракетно-космической промышленности.

 

Справка
Mini

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк — женский авиационный полк в составе Военно-воздушных сил СССР.

Этот удивительный полк появился в октябре 1941 года. Евдокия Бершанская была командиром полка вплоть до октября 1945 года, когда он был расформирован.

За период Великой Отечественной войны женщины-летчицы произвели 23 672 боевых вылетов. Их самолеты находились в воздухе 28 676 часов, а это 1191 полных суток. По некоторым данным летчицы уничтожили и повредили 46 вражеских складов, 17 переправ и 86 огневых точек. Кроме того они сбросили практически 3 миллиона килограмма бомб и 26 тысяч зажигательных снарядов.

23 женщины получили звание Герой Советского Союза, одна из них — Себрова Ирина Фёдоровна, произвела 1004 боевых вылетов. Кроме того в 1995 году еще две женщины были удостоены звания Герой России и одна звания Герой Республики Казахстан.

 

Справка
Mini    2

ПО-2, или У-2 — многоцелевой самолет, разработанный Николаем Поликарповым в 1928 году. Первоначально он был разработан для летных школ и специально под мотор М-11.

Во время Великой Отечественной войны эти самолеты стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. ПО-2 был очень надежной машиной, при этом на его производство не нужно было тратить много денег. Кроме того на этом самолете можно было летать на небольших частотах, так как он обладал низкой скоростью, да и в управлении был довольно прост.

Экипаж вмещал в себя 2 человека. Самолет набирал максимальную скорость в 150 километров в час. ПО-2 создавали до 1953 года. За это время было сделано 33 000 самолетов.

 

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+