За два года до Гастелло

О бессмертном подвиге нашего земляка — летчика Михаила Ююкина.
Михаил Анисимович Ююкин, летчик, батальонный комиссар, (1911-1939 гг), Семилу...
Михаил Анисимович Ююкин, летчик, батальонный комиссар, (1911-1939 гг), Семилуки, Воронежская область

Многие из нас знают о подвиге Николая Гастелло: в 1941 году он совершил огненный таран — направил подбитый самолет на механизированную колонну врага. После этого, всех летчиков, совершавших подобные подвиги, стали называть «гастелловцами». Но мы хотели бы, чтобы вы запомнили имя Михаила Анисимовича Ююкина, нашего земляка, который задолго до Гастелло направил свой горящий самолет на скопление вражеских войск.

Михаил Ююкин родился в селе Гнилуша, Семилукского района, Воронежской области. Он с детства был неравнодушен к самолетам. Эта страсть помогла ему в зрелые годы стать военкомом эскадрильи. Ююкин мечтал поступить в военную академию, но его назначили батальонным комиссаром 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. За несколько дней до отъезда он записал в своем дневнике следующие строки: «Сей­час ночь. По радио с Крас­ной площади передали бой кремлевских часов, а перед этим было слышно, как шу­мела великая площадь. Буду я слышать эти родные звуки и там, в далеких степях. Это живет, это трудится родная моя столица. Рыцарские клятвы, конечно, ни к чему, но в одиночестве сейчас раз­мечтался — захотелось кому-то на прощание сказать толь­ко одно: товарищ Ююкин пе­ред лицом родной страны вы­полнит свой долг. Выполнит так, как подобает его выпол­нить комиссару, коммунисту, советскому летчику...».

Не обманул Михаил: 5 августа 1939 года он выполнил свой долг. В это время был разгар советско-японского конфликта на Халхин-Голе, Монгольско-маньчжурской границе. Первый воздушный бой произошел 21 мая 1939 года, тогда был сбит наш связной самолет. Сразу после этого в штабе воздушной группировки разработали инструкции и рекомендации для летного состава по ведению боев с японцами. Советская авиация должна была нанести большой урон противнику: ослабить его воздушную группировку, разрушить важные наземные объекты. В первой половине августа прибыло новое мощное подкрепление — около 200 самолетов. Военный конфликт разросся до устрашающих размеров.

«Таня, конечно, ты как жена беспокоишься, но убедительно прошу — не бес­покойся обо мне. Знай, что твой друг, если все будет в порядке, вернется, а если нет, то погибнет не трусом, а героем».

Михаил Ююкин получил задание провести бомбардировку тыловых позиций японской армии в районе города Халун-Аршан. В воздухе то и дело слышались звуки падающих снарядов. Повсюду шумели моторы. Вдали показалась долина реки Халхин-Гол со своими крутыми скатами. Летчик рванул к цели, но столкнулся с жестким сопротивлением зенитной артиллерии неприятеля. Однако Михаил не свернул с намеченного курса. К сожалению, один из злополучных снарядов угодил точнехонько в левый двигатель его самолета. Михаил Анисимович понял, что спасти технику уже не удастся, а за жизнь экипажа еще можно побороться. В это время вместе с ним летели штурман Александр Морковкин и стрелок-радист Петр Разбойников. Но лишь штурман успел выпрыгнуть из горящего самолета. После чего комиссар направил свой го­рящий бомбардировщик на скопление вражеских войск. В 27 лет, не дожив до своего дня рождения 5 дней, Михаил Ююкин героически погиб. «Я был уверен, что, даже теряя сознание, в удушье и пламени, наш ко­миссар направит свою гиб­нущую, превратившуюся в стремительный факел маши­ну в самый центр вражеских огневых точек. Так и произо­шло» — рассказывал выживший штурман.

Памятник М. Ююкину в с. Гнилуша Семилукского района

Незадолго до этого подвига летчик написал своей жене: «Таня, конечно, ты как жена беспокоишься, но убедительно прошу — не бес­покойся обо мне. Знай, что твой друг, если все будет в порядке, вернется, а если нет, то погибнет не трусом, а героем. Об этом расскажешь Толику и Нелли».

29 августа 1939 года за доблесть и мужество, проявленных при вы­полнении боевых заданий, ба­тальонный комиссар Ююкин Михаил Анисимович был награж­ден орденом Ленина посмертно.

Вспоминает Пелагея Сергеевна Жиляева, двоюродная сестра Михаила:

— Мы с Мишей жили рядышком как одна семья. Я была младше его на 15 лет, поэтому о детстве его знаю только по рассказам родителей. У него было огромное желание учиться, но отец считал, что бумажки сына не накормят, поэтому Миша с 7 лет ходил пасти овец. Но он все равно хотел учиться и прятал книжки от папы в солому. Все изменилось, когда к отцу пришла учительница и попросила разрешить Мише учиться. Он пошел в школу, а после поступил в летное училище. Когда Миша стал летчиком, отец очень им гордился и всем рассказывал, что его сын летает на самолете. Знаете, Михаил был очень добрым человеком: организовал комсомольский отряд и отыскивал ямы, в которых кулаки прятали хлеб. Потом он весь хлеб отдавал беднякам. А когда приезжал домой в отпуск, привозил своему трехлетнему сыну Толику деньги рублями и говорил, чтобы он раздал их нуждающимся детям. Миша был преданным патриотом своей страны, он всегда говорил: «Я свою жизнь за Родину отдам, не пожалею. Если погибну, то героем». Он чувствовал, что в силу своей профессии не сможет долго прожить… Так и получилось: 10 августа мы получили письмо от моей сестры, она говорила, что «больше вы Мишу живого не увидите, вот вам на память его черты» и прислала его фотографию, которую я до сих пор храню. В последний полет Михаил отправился вместе с Гастелло: нам об этом сообщили друзья-сослуживцы Миши. Они рассказывали, что Гастелло говорил: «он так посмотрел мне в глаза, когда загорелся наш самолет, что я сразу понял, что мне надо прыгать». Гастелло выпрыгнул, а Миша направил свой самолет на склад японских боеприпасов. 

 
Благодарим за помощь двоюродню сестру М.А. Ююкина Жиляеву (Ююкину) Пелагею Сергеевну
Любовь Баландина
 
Досье БП
Mini

Михаил Анисимович Ююкин родился 10 августа 1911 года в селе Гнилуша, Воронежской области.

В 16 лет Михаил организовал комсомольскую ячейку и был избран ее секретарем. После чего одним из первых вступил в колхоз. Окончил Сталинградскую военную авиационную школу и Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. Михаил Ююкин был назначен военкомом эскадрильи. После чего он стал батальонным комиссаром 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка.

Погиб 5 августа 1939 года, совершив первый в авиации огненный таран наземной цели. Бытует мнение, что единственно спасшимся штурманом в экипаже Ююкина был Николай Гастелло, но фактов, подтверждающих это, нет.

Именем Михаила Ююкина в Семилуках названа одна из улиц. Также в Семилуках в честь летчика установлен памятник, к которому каждый год приходят местные жители, чтобы почтить память героя.

 

Справка
Mini halhin gol neizvestnaya vojna

Бои на Халхин-Голе — вооружённый конфликт, продолжавшийся с весны по осень 1939 года у реки Халхин-Гол на территории Монголии недалеко от границы с Маньчжурией, между СССР и Японией.

Конфликт начался из-за требования японской стороны о признании реки Халхин-Гол границей между Маньчжоу-го и Монголией. Битва на Халхин-Голе стала одним из предвестников Великой Отечественной Войны. Советский Союз впервые столкнулся с серьезным противником — Японией, и сумел оценить свои реальные военные возможности.

Заключительное сражение произошло в конце августа и завершилось полным разгромом 6-й японской армии. Итогом сражений стало подписание 15 сентября 1939 года соглашения о прекращении военных действий в районе реки Халхин-Гол между Советским Союзом, Монгольской народной республики и Японией.

 

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+