Девочка с зонтиком

«Я буду летчицей!» - так решила школьница Катя Зеленко, когда в очередной раз после занятий, вместе с мальчишками прыгала с крыши хлева. Парашютом Зеленко - в будущем, единственной в мире летчице, совершивший воздушный таран, - тогда служил зонтик.
Екатерина Зеленко, лётчица, старший лейтенант (1916 - 1941 гг.), Корощино-Кур...
Екатерина Зеленко, лётчица, старший лейтенант (1916 - 1941 гг.), Корощино-Курск-Воронеж

Есть в Воронеже улица Екатерины Зеленко - пролегает недалеко от Придонского в районе Лесного кладбища. Обычная и ничем не приметная, она, на самом деле, носит имя выдающегося человека, настоящего героя, чья судьба тесно переплелась с Воронежем в 30-е годы.

Курская школьница Катя Зеленко росла боевой девчонкой. Про таких, как она, говорят: «Свой пацан». Все ровесницы после школы – домой, зубрить уроки, а она с мальчишками – в царство улицы, где «трава скороговоркой», буденовки и «генки квакины» - в большом количестве. Там, в глубине этого царства Башней астрономии из «Гарри Поттера» торчал большой хлев. Конечно, никакого Гарри Поттера» тогда еще и в помине не существовало, но башни эти были практически в детстве каждого. Если забраться на такую, то кажется, что ты невероятно высоко, выше неба, и весь мир у твоих ног.

Катя уже тогда бредила небом. Сбивая угловатые коленки, она ловко забиралась на крышу своей «башни», чтобы на какое-то мгновение снова почувствовать себя птицей и, раскрыв свой зонтик-парашют, в который раз спрыгнуть вниз. Однажды, после очередного прыжка она аккуратно сложила свой зонт и уверенно объявила: «Я буду летчицей».    

Наверное, никто бы и не вспомнил эту историю, спустя годы, если бы Катя не сдержала свое слово. Окончив школу в 1931 году, так и не переболев детской мечтой, по совету старших братьев, она отправилась учиться в Воронежский авиационный техникум. В Воронеже жила ее сестра Софья. Жизнь Екатерины теперь и вовсе нельзя было представить без неба. Каждый день – учеба, а после учебы - занятия в местном аэроклубе. Период жизни в Воронеже стал для Зеленко важным этапом взросления и профессионального формирования, о котором она еще не раз будет вспоминать.

Служба Екатерины Зеленко началась в 1934 году в Харькове. В составе 19-й лёгкобомбардировочной авиационной бригады она испытывала самолёты и летное оборудование, за 4 года освоив 7 типов «крылатых машин».

На Советско-финской войне (1939 – 1940 годы) она была единственной женщиной-летчиком. Ее рапорт об отправке на фронт командиры подписали, можно сказать, случайно, не разглядев «подвоха» в несклоняемой фамилии. На Карельском перешейке Екатерина воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка 8-й армии. На счету летчицы - 8 боевых вылетов, разбитые артиллерийская батарея и склад боеприпасов противника. Тогда она и получила свою первую награду - Орден Красного Знамени.

«…Еще я стала заядлым парашютистом. Как видишь, Соня, недаром я с хлева прыгала с зонтиком! Есть большое желание прыгать больше...» - писала Екатерина Зеленко сестре в Воронеж.

С началом Великой Отечественной войны летчица снова на фронте. Теперь она – замкомандира эскадрильи 135-го авиационного полка в составе 6-й воздушной армии, базировавшегося недалеко от Полтавы. В отличие от многих офицеров полка, Екатерина уже имела боевой опыт. И он ей очень пригодился, когда в июле 1941 года, ведомая ею группа бомбардировщиков Су-2, выполняла задачу по уничтожению колонны немецких танков и автомашин в районе Пропойска.

К осени 1941 года на ее счету уже было 40 боевых вылетов, 12 воздушных боёв, 60 уничтоженных танков и автомашин, батальон немецкой пехоты. Не каждый мужчина в полку мог похвастаться такими успехами. Потому, когда 12 сентября 1941 года она попросилась на очередной боевой вылет, никто не решился перечить. 

В этот день командир 135-го ближнебомбардировочного авиаполка Борис Янсен вернулся с разведывательного полета с тревожной вестью: к Лохвице (Полтавская область) с двух сторон движутся танковые колонны врага. Старший лейтенант Зеленко вызвалась, не раздумывая: «Разрешите мне слетать!» Янсен помнил негласное правило полка беречь Зеленко, тем более, что это было бы третье задание летчицы за день, но вылет все же разрешил. Для страховки только поставил ее ведомой в звено капитана Лебедева.

Единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран училась летному мастерству в Воронеже

Поначалу все шло гладко. Преодолев маршрут, пилоты зафиксировали скопление немецкой техники. Собрались возвращаться, но в это время из-за облаков показались вражеские истребители  - «мессеры». Летчики решили разделиться – один из способов освободиться от преследования. Лебедев ушел в облака и сумел оторваться. Зеленко же не успела.  Совершенно одна, она вступила в бой с семью фашистскими самолетами. Один из них сбила. А когда кончились патроны, пошла на таран. Резко рванула на себя штурвал и бросила машину на вражеский истребитель. Осколки «мессера» полетели в разные стороны, но в схватке погибла и Екатерина Зеленко.

Воздушное сражение наблюдали жители села Анастасьевка. Они первыми оказались на месте падения самолета. Бесчувственное тело Екатерины лежало неподалеку от горящих обломков. В кармане гимнастерки был обнаружен комсомольский билет № 7463250, выданный РК ВЛКСМ г. Воронежа. Летчицу похоронили рядом, на опушке леса.

Спустя два месяца, командование полка посмертно представило старшего лейтенанта Екатерину Зеленко к званию Героя Советского Союза – за успешные боевые вылеты, за уничтоженную вражескую технику. И за то, что 12 сентября 1941 года, оставшись одна против семи немецких истребителей - не вышла из боя, не испугалась заглянуть смерти в лицо.

Екатерина Весёлина
 
Досье БП
Mini bi0mdef9ke8

Екатерина Ивановна Зеленко, единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран.

Родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощино Житомирской области. Детство провела в Курске. Училась в Воронежском авиационном техникуме, затем окончила Оренбургское авиационное училище.

В Красной Армии с 1933 года. Участница советско-финской войны 1939—1940 гг (единственная женщина-летчик) в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии.

В годы Великой Отечественной войны служила в 135-м бомбардировочном авиаполке (16-я САД, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт).

Погибла 12 сентября 1941 года близ села Анастасьевка Сумской области, Украина, совершив воздушный таран вражеского Мессершмитта.

За подвиг присвоено звание Героя Советского Союза, награждена Орденом Ленина, Орденом Боевого Красного Знамени. Именем Зеленко названы улицы в Курске и Воронеже. В Воронеже на доме № 1 по улице Коммисаржевской, где жила летчица во время учебы, установлена мемориальная доска. Музеи, посвященные Екатерине Зеленко, работают в Анастасьевке и в школе № 10 города Курска. С 1998 имя Екатерины Зеленко носит воронежский аэроклуб.

 

Справка
Mini zelen su

Су-2 - cоветский легкий бомбардировщик времен Великой Отечественной войны. Конструктор - Сухой П. О. Годы эксплуатации: 1941 – 1944 гг.

Основные технические характеристики: длина: 10,46 м, высота: 3,94 м, экипаж - 2 человека, дальность полёта: 910 км, максимальная скорость у земли - 430 км/ч, на высоте 5850 м - 486 км/ч.

Всего было выпущено 877 самолетов Су-2 и Су-4. К началу войны в ВВС РККА было 13 авиационных полков, укомплектованных самолетами Су-2.

 

Справка
Mini g2

Мессершмитт Bf-109 (Ме-109) - Одномоторный поршневой истребитель, стоявший на вооружении военно-воздушных сил Германии и ряда других стран около 30 лет, с 1937 по 1965 годы.

Основные технические характеристики. Длина - 8,55 метра, размах крыла - 9,85 м. Максимальная высота полета - 8200 метров, максимальная скорость (на высоте 4 тыс. метров) - 465 км/час.

Самый массовый истребитель Второй Мировой войны. К началу войны в составе воздушного флота Германии на вооружении стояло 1,1 тыс. Ме-109. Последующие годы Германия наращивала их выпуск, параллельно увеличивая мощность двигателя. Модель активно использовалась на Восточном фронте – в частности, в сражениях на московском направлении и Курской дуге.

Считается одной из самых удачных моделей истребителей Люфтваффе по сочетанию скорости и маневренности. Во время и после Второй мировой войны помимо Германии Мессершмитт-109 состоял на вооружении таких государств, как Венгрия, Израиль, Болгария, Испания, Румыния, Словакия, Финляндия, Хорватия, Швейцария, Чехословакия, Япония, Югославия.

 

 

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+