Маресьев из борисоглебской авиашколы

Выпускник Борисоглебской школы летчиков (ныне - Борисоглебская учебная авиационная база военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского) Герой Советского Союза Леонид Белоусов на фронте потерял обе ноги. Но это не помешало ему, спустя 426 госпитальных дней, снова сесть за штурвал и совершить более 40 боевых вылетов.
Леонид Белоусов, летчик-истребитель, гвардии майор,  (1909-1998), Одесса-Бори...
Леонид Белоусов, летчик-истребитель, гвардии майор, (1909-1998), Одесса-Борисоглебск-Ленинград

Кто такой Алексей Маресьев, многие знают с детства благодаря «Повести о настоящем человеке» писателя Бориса Полевого. История о летчике, который, несмотря на ампутацию обеих ног, снова поднялся в боевое небо, будоражила сердца мальчишек, заставляла верить в неисчерпаемую силу человеческого духа. А между тем подвиг Маресьева был не единственным на той войне. Среди тех, о ком не написано книг, оказался выпускник Борисоглебской школы военных летчиков Леонид Белоусов.

Его офицерская карьера началась в 1935 году, когда, покинув Борисоглебск, он поступил в распоряжение одной из частей Балтийского флота под Ленинградом. Первое время она ничем не отличалось от карьер других летчиков тех лет, если не считать чуть более успешного командирского роста. Но в 1938 году произошло серьезное потрясение, кардинально изменившее судьбу.

Это было в суровом феврале. «Чайка» (истребитель И-153) Белоусова взлетела на перехват нарушителя государственной границы. Выполнив боевую задачу, летчик повернул обратно в часть, но в сложных метеорологических условиях потерпел крушение при посадке.

- Была сильная буря, Белоусов пытался найти аэродром и посадить самолет, - писал служивший в тех краях воронежец Михаил Милютин. - Аэродром он нашел, но землю при посадке было не видно, и самолет, уткнувшись носом в нее, загорелся. Летчику при этом сильно досталось. Горящий бензин пополз по лицу. Леонид прикрыл ладонями глаза, но тотчас же отнял обожженные руки. Он схватил и прижал планшет с данными о противнике, навалился всем телом и, уткнув лицо в снег, потерял сознание.

Хирурги сделали летчику 32 пластические операции на лице. Сохранились воспоминания боевого товарища Белоусова, в которых он подробно описывал, как «врач срезал у него кусочек кожи с плеча, или ключицы и пересаживал на очищенный от сгоревшей кожи участок лица», как потом «по 12 часов Леонид держал палец на этом месте», чтобы кожа прижилась. И так 32 раза подряд - и без наркоза!

Трудно представить, какой силой воли должен обладать человек, чтобы выдержать это. Белоусов не только выдержал, но и сбежал из госпиталя в полк, так и не дождавшись полного выздоровления. Разрешение дал лично Нарком обороны К.Е. Ворошилов, посетивший госпиталь, в котором проходил лечение Леонид Георгиевич. Про эту встречу пишет Михаил Милютин:

- Он (Ворошилов) был потрясен видом летчика. Бинты закрывали всю голову, одни горячие, черные, жгучие глаза.

В Финскую Белоусов совершил десятки боевых вылетов, за что в начале 1940 года получил свой первый орден – «Боевого Красного знамени». К началу Великой Отечественной войны он – командир авиационной эскадрильи на полуострове Ханко (Гангут) в юго-западной части Финляндии. Чуть позже – помощник командира авиаполка, прикрывавшего с воздуха печально знаменитую «Дорогу жизни» по Ладожскому озеру – единственную транспортную магистраль, по которой зимой доставлялось продовольствие в блокадный Ленинград.

Боевые друзья в шутку зовут Белоусова – Несгораемый. После таких испытаний хочется верить, что самое страшное уже позади. Но неудачный бой в конце 1941 года, закончившийся ранением и отморозкой ног становится предвестником новой, еще более страшной беды. Диагноз – гангрена. Медицина того времени знала только один способ лечения гангрены – ампутация. Согласиться с этим Леонид Белоусов категорически не мог – пришлось бы навсегда проститься с авиацией. А потому всеми силами оттягивал операцию, позволяя болезни прогрессировать.

И все же ноги пришлось ампутировать, сначала одну, а потом и вторую. 426 дней провел летчик в госпиталях, все это время не прекращая сложнейшей внутренней борьбы. Он победил. Сначала просто встал на протезы, затем научился ходить и намеревался вновь взлететь в небо. Известны подробности военно-врачебной комиссии под председательством главного хирурга Балтийского флота И.И. Джанелидзе осенью 1943 года.

- Ни о каких полётах не может быть и речи! – сразу заявил Джанелидзе. - Мы не имеем права это делать. Вы же, извините – инвалид.

В ответ на эти слова летчик сбросил с себя шинель, рывком распахнул балконные двери и прыгнул в находящийся под балконом старый пруд. Переплыв его, Белоусов вернулся на заседание комиссии и произнес:

- Вот вы – все здоровые, а я – больной, инвалид. Пусть кто-нибудь из вас сделает то, что сейчас сделал я!

Взволнованный до глубины души Джанелидзе, не говоря ни слова, схватил медицинскую книжку Белоусова и поставил резолюцию: «Летай, орел!». И орел полетел. С помощью своих боевых товарищей он восстанавливал навыки на самолётах По-2, УТИ-4, Як-7 и, наконец, дошел до сложного в управлении Ла-5, на котором до конца войны совершил около 40 боевых вылетов и лично сбил два вражеских самолета.

Газеты тех лет много писали о героическом подвиге безногого инвалида I группы, который, проявив нечеловеческие усилия, волю и мужество, не просто вернулся к жизни, но и продолжил военную службу в авиации. Однако в отличие от Алексея Маресьева, звание Героя СССР Белоусову присвоили не сразу. Лишь в 1957 году высшая награда страны нашла своего героя.

Екатерина Весёлина
 

 

Досье БП
Mini         5

Леонид Георгиевич Белоусов (3 (16) марта 1909 — 7 мая 1998) родился в Одессе. В годы Гражданской войны был сыном полка в отряде красноармейцев. В Советской Армии с 1930 г. Окончил сначала Одесское пехотное училище и затем Борисоглебскую школу военных летчиков.
Участник Финской и Великой Отечественной войн. Командир 4-й эскадрильи 13-го истребительного полка (в дальнейшем - 4-й Гвардейский истребительный авиаполк, 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота). Позже – заместитель командира полка.
Принимал участие в обороне полуострова Ханко в 1941 году, осуществлял прикрытие «Дороги жизни» в Ленинграде. Известен тем, что повторил подвиг Алексея Маресьева: потерял обе ноги, но восстановился и с 1944 года продолжил совершать боевые вылеты на протезах. За годы войны совершил более 300 боевых вылетов, лично сбив 7 самолетов противника.
В 1957 году присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), медалью «За оборону Ленинграда».
Умер и похоронен в Санкт-Петербурге.

 

Справка
Mini

Борисоглебское военное авиационное училище ведет свою историю с 1922 года. Первоначальное наименование - 2-я военная школа летчиков Красного Воздушного флота. Ее первым руководителем стал В. М. Ремезюк, прежде возглавлявший авиацию Крыма и командовавший отрядом самолетов «Илья Муромец».
Первые тренировочные полеты курсантов школы состоялись в апреле 1923 года. В этом же году школа осуществила первый выпуск. Всего за годы существования училища из его стен вышли сотни высококлассных летчиков. В числе выпускников – 153 генерала, 284 Героя Советского Союза и РФ, 12 – дважды Героев. Воспитанниками школы были такие легендарные личности как Валерий Чкалов, Виктор Талалихин, Леонид Белоусов.
С момента основания борисоглебская авиашкола неоднократно меняла свое название, успев побыть и школой, и училищем, и высшим авиационным центром. Сегодня это - Борисоглебская учебная авиационная база ВУНЦ ВВС «ВВА».

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+