Операция «Звездочка»

Подвиг уроженца Репьевского района летчика 105-го полка гражданской авиации Александра Мамкина до сих пор остается беспримерным. На нем горела вся одежда, а ноги были обуглены до костей, когда он мужественно вел свой пылающий самолет через линию фронта, спасая жизни десятерых детдомовцев, вывезенных им из оккупационной зоны.
Александр Петрович Мамкин, летчик, (1916 - 1944 гг), село Крестьянское, Ворон...
Александр Петрович Мамкин, летчик, (1916 - 1944 гг), село Крестьянское, Воронежская область

Боевой путь 105-го авиаполка гражданского воздушного флота (ГВФ) занимает особое место в истории Великой Отечественной войны. Полк этот первым наладил регулярное сообщение с белорусскими партизанами и долгое время обеспечивал транспортировку грузов и людей через линию фронта. Практически полностью жизнеобеспечение партизанского движения зависело от летчиков, которые на своих фанерных бипланах с огромным риском для жизни доставляли в леса продовольствие, оружие, боеприпасы, а оттуда на «большую землю» переправляли раненых. Надо ли говорить, какие надежды возлагал на 105-й авиаполк и его пилотов Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, руководитель советского партизанского движения.

В том полку служил и наш земляк Александр Мамкин. По воспоминаниям однополчан, это был парень со стержнем, который «никогда не искал в жизни легких путей». Как отличник учебы Балашовского летного училища он мог выбрать себе место для службы, но распорядился своим правом иначе: «Направьте туда, где я нужен». Направили в Таджикское управление гражданской авиации, а оттуда – в составе 105-го полка на фронт.

Очередь прошила фанерный самолет Мамкина, пули попали в моторный отсек, находящийся впереди пилота. Двигатель загорелся. В таких случаях по инструкции пилот должен набрать высоту и выпрыгнуть с парашютом. Самому спастись и дать всем погибнуть?! Мамкин еще крепче вцепился в штурвал.

В феврале-марте 1944 года от белорусских партизан поступила тревожная информация, касающаяся воспитанников Полоцкого детского дома №1. Фашисты решили использовать детдомовцев в качестве доноров крови. Чудом директор учреждения убедил немцев повременить и отправить детей в деревню, набраться сил. Сам он возглавлял подпольную группу, и история с деревней была частью его плана спасения. Несмотря на пристальное внимание немцев, темной февральской ночью подпольщикам удалось тайком вывести детей и воспитателей вглубь партизанской зоны. Всего 154 ребенка и 38 взрослых.

Но далее требовалась их срочная эвакуация. Операция по переправке детдомовцев, получившая в центральном штабе название «Звездочка», была на личном контроле Пономаренко. Для ее выполнения отобрали лучших пилотов 105-го полка. Среди них оказался Александр Мамкин. К тому времени за его плечами было около 70 боевых вылетов.

Несмотря на крохотное название, «Звездочка» была грандиозной операцией. Кроме детей и воспитателей полоцкого детдома летчикам предстояло эвакуировать около 300 раненых партизан и переправить за линию фронта под сто тонн боеприпасов и гуманитарного груза. Самое смешное (или грустное), что все это предстояло осуществить на двухместных фанерных низкоскоростных бипланах типа Р-5 или ПО-2, стоявших на вооружении полка. Важность операции подчеркивал тот факт, что снимать эвакуацию прибыли специальные группы кинооператоров, чьи кадры, собственно, и сохранили для нас образ Александра Мамкина и других пилотов.

В ночь на 11 апреля Мамкин вылетел в свой девятый рейс. В самолет, предназначенный для двух человек, он уместил десятерых детей, их воспитательницу и двух раненых партизан. Закутанная в пуховые платки малышня испуганно выглядывала из своих «коконов». Р-5 затарахтел и, покачиваясь, поднялся в ночное весеннее небо.

Полет поначалу проходил нормально, но неожиданно над линией фронта появились немецкие истребители. Очередь прошила фанерный самолет Мамкина, пули попали в моторный отсек, находящийся впереди пилота. Двигатель загорелся. В таких случаях по инструкции пилот должен набрать высоту и выпрыгнуть с парашютом. Самому спастись и дать всем погибнуть?! Мамкин еще крепче вцепился в штурвал.

Александр каким-то невероятным образом, с обугленными до костей ногами, сумел самостоятельно выбраться из кабины. Он даже успел спросить: «Дети живы?» Но это были его последние слова.

Пламя распространялось с такой силой, что уже совсем скоро охватило кабину пилота. На Александре горело все: одежда, шлемофон, унты. А он все тянул самолет к посадочной полосе. «Я летел в этом самолете, сидел за спиной летчика, – вспоминал потом Владимир Шишков, самый старший из детей, летевших тем огненным рейсом. – Он настоящий герой, я это все видел, я видел его мужество, силу воли, его энергичность и все, только для того, чтобы посадить самолет на землю и спасти нас. Я видел, как его ранило, как он был объят пламенем, но он сделал все, чтобы мы были живы, хотя у него был парашют и приказ прыгать».

Когда биплан приземлился, Александр каким-то невероятным образом, с обугленными до костей ногами, сумел самостоятельно выбраться из кабины. Он даже успел спросить: «Дети живы?» Но это были его последние слова.

«Мне было всего четыре года, и в моей памяти сохранилось мало, но кое-что помню. – рассказывал еще один пассажир из детдома Владимир Форинко. – В самолете было очень тесно, и каждого из нас лично усаживал дядя-летчик. В памяти всплывает какой-то треск, догорающий самолет, заплаканное лицо воспитательницы... Помню, как в землянке меня посадили на нары, на которых лежал летчик. Лицо у него было все в ожогах, он бредил, тянулся куда-то руками. Позже я узнал, что у него сгорели даже лямки парашюта, а очки вплавились в лицо...».

Александра Мамкина доставили в госпиталь, но спасти его так и не смогли: он умер 17 апреля. Его похоронили в деревне Маклок рядом с городом Велиж Смоленской области. Подвиг, совершенный Мамкиным, остался в истории беспримерным.

В 2006 году ученики 5 класса Бутырской школы Репьевского района под руководством учительницы Марии Николаевны Гадецкой начали собирать детальную информацию о своем земляке и его героическом подвиге. А спустя 4 года отправили ходатайство на имя президента России о возможности присуждения Мамкину звания Героя посмертно. Для этого они собрали более трех тысяч подписей. В мае 2010 года пришел ответ из Управления Президента Российской Федерации по Государственным наградам: «Комиссией было решено воздержаться от представлений к званию Героя Российской Федерации за заслуги Великой Отечественной войны. За давностью событий сложно объективно разобраться во всех обстоятельствах принятых в то время должностными лицами. Разделять сегодня участников войны на героев и рядовых членам Комиссии представляется не корректным».

 

Любовь Баландина
 
Досье БП
Mini

Александр Петрович Мамкин родился 28 августа 1916 года на хуторе Крестьянский Репьевского района Воронежской области. Рос без отца. С 1931 года пошел работать в колхоз. В 1934 году поступил в Орловский финансово-экономический техникум, в 1936 году стал курсантом Балашовского летного училища. По окончанию был отправлен в Таджикское управление гражданского воздушного флота.

С 1942 года летчик служил в 105-ом гвардейском отдельном авиаполку гражданского воздушного флота СССР. Совершил более 70 боевых вылетов. В 1944 году участвовал в операции «Звездочка» по спасению воспитанников полоцкого детского дома. В ночь с 10 на 11 апреля Мамкин забирал последнюю группу детей. На линии фронта самолет был атакован немецким истребителем и загорелся. Несмотря на то, что тело Александра было почти все в огне, он мужественно продолжил управлять машиной и посадил ее на советской территории.

Летчик спас жизни детей, воспитательницы и двух раненых бойцов, но сам умер от сильных ожогов 17 апреля. Его тело было предано земле в деревне Маклок рядом с городом Велиж в Смоленской области. А в 1970-е годы останки летчика перезахоронили на воинском мемориальном кладбище «Лидова гора».

Мамкин был награжден орденами Отечественной войны I степени, Красного Знамени и Александра Невского – посмертно. Однако звание Героя Советского Союза не получил.
24 апреля 2010 года в Репьевком районе на здании Бутырской школы была открыта мемориальная доска памяти Александра Петровича Мамкина. В школе №1 города Велижа находится музей, посвященный Александру Мамкину. В честь летчика названа одна из улиц в Полоцке.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+